Алексей Хоменок, генеральный директор G5 Architects:
- Освободившееся место не будет пустовать. Отелям придется работать с такими сервисами, как «Островок» и «Яндекс.Путешествия». В 2022 году их доля значительно увеличится. Возможно появятся аналоговые сервисы из стран Азии. Кроме того, с сокращением авиасообщения удаленные регионы могут ощутить снижение турпотока на 20 и более процентов.
Стоимость строительства новых объектов продолжает расти, ориентировочно на 25-30%. Поставки стройматериалов из Азии увеличат сроки строительства, что также повлияет на его стоимость.
Увеличится не только стоимость материалов, но и услуг приблизительно на 30% - обследования, экспертизы, проектирования и других. Кроме того, приостановлен доступ к западным инвестициям, увеличилась процентная ставка ЦБ РФ. В такой ситуации вырастет интерес к реконструкции подходящих объектов.
Обстановка влияет и на основные бизнес-процессы. Стоимость питания вырастет, по моим оценкам, на 20-25%. Стоимость зарубежных напитков растет вместе с курсом, и уже превысила 30% от январских показателей.
Сегмент MICE почувствует сокращение как минимум на 10-15% по итогам года. Его будет сложно компенсировать индивидуальными турами. Поэтому отели будут стремиться выйти на рынок B2G, в частности может возрасти "госзаказ" со стороны Министерства обороны.
Читать полностью