G5 Architects в СМИ

Сложности программы кап.ремонта исторических домов и ОКН.

Статья на портале «Российская газета»

Любая реставрационная часть капремонта (работы, затрагивающие предмет охраны) требует задания на реставрацию и разрешения от органа охраны культурного наследия, согласования проектной документации профильными ведомствами. Примером требований является ст. 45 ФЗ-73: проект капремонта ОКН должен пройти государственную историко-культурную экспертизу (а при влиянии на несущие конструкции – и строительную экспертизу по ГрК РФ). Разрешения выдаются федеральным, региональным или местным органом охраны наследия в зависимости от статуса здания. Проект реставрации разрабатывают лицензированные организации, имеющие лицензию на сохранение ОКН. К капремонту домов-памятников допускаются подрядчики и проектировщики, являющиеся членами соответствующих СРО (архитектурно-строительных, инженерных). Если же работы классифицируются как реставрационные (п.6 ст.45 ФЗ-73), то компании и ИП должны иметь лицензию Минкультуры на работы по сохранению ОКН, а реставрационные работы проводят аттестованные реставраторы.

На северо-западе Москвы отремонтировали три здания эпохи неоклассицизма. Дом № 9, улица Маршала Новикова (Щукино), неоклассика, 1950 год, с характерными трехгранными эркерами. Восстановили и окрасили декоративные элементы, заделали трещины, обновили штукатурку, укрепили фасад, обработали антисептиком, гидроизолировали и отремонтировали балконы, заменили водостоки и отливы, отделали цоколь.

Дом 3, корпус 1, улица Маршала Василевского, 1950 года, индивидуальный проект, с выразительными эркерами и барельефами. Обновили фасад с расшивкой швов, обработкой антигрибком, гидрофобизацией. Отреставрировали балконы, декор, входные группы и козырьки, заменили окна, отливы и водостоки.

Дом № 50, улица Сходненская, 1957 года, типовая серия I-511, фасады с балюстрадами и фестонами. Очистили фасады, провели штукатурные, антисептические и кирпичные работы. Восстановили декор, покрасили сохранённой цветовой схемой, отремонтировали балконы, входные двери, цоколь, инжсети.

С одной стороны, контракты на капитальный ремонт домов-памятников — это большие деньги: реставрационные работы зачастую оплачиваются государством или через специальные субсидии. Москва в этом плане пример: жители платят обычный взнос (~20 ₽ за м²), а реставрацию фасадов и декоративных элементов оплачивает город из бюджета, что снижает финансовые риски для подрядчика и делает задачу привлекательной. В регионах часто не хватает подрядчиков, готовых взять такие дома. Лицензированные компании с опытом в реставрации — редкость.

Материалы для ремонта объектов культурного наследия должны сохранять внешний вид дома — цвета, фактуру, декоративные элементы нужно воспроизводить максимально близко к оригиналу.

Жильцы всё равно платят, даже если используют специальный счёт. Взносы уходят на оплату материалов и работ, которые соответствуют нормам, а не на удешевленные решения. Спецсчёт даёт жильцам большой контроль, но и обязательность — они должны утвердить проект, который включает материалы и методы. Спецсчёт лишь даёт прозрачность и возможность контроля, но не делает ремонт дешевле.

Согласование на практике — это сложный, дорогой и долгий процесс. Он требует опыта, терпения и ресурсов. Без квалифицированной команды и юридической поддержки будет тяжело. В целом, согласование — это минимум несколько месяцев, редко бывает быстрее. Нужно пройти, как минимум:
• орган охраны наследия (КГИОП, Мосгорнаследие),
• жилинспекцию (в случае перепланировки),
• получить заключения о безопасности (техзаключение),
• оформить акты приёмки по завершению работ