G5 news

Как обострение международной обстановки повлияет на рынок отелей в РФ

Сильнее всего международная обстановка повлияла на сегмент букинга и авиаперелетов. В настоящее время российские отели не могут авторизовать платежи при бронировании через лидера — booking.com. В связи с этим пока приходится работать по негарантированным броням. Очевидно, что в 2022 году доля сервисов «Островок» и «Яндекс.Путешествия» значительно увеличится, возможно, станут популярны аналоги из Азии.


Что касается авиаперелетов, то цены на них существенно вырастут. Boeing и Airbus приостанавливают сотрудничество с РФ, а успехи в импортозамещении у отечественных авиастроителей не слишком высоки. Возможно, поможет промышленная кооперация с Китаем, но пока сокращаться будет не только количество рейсов, но и парк работоспособных самолетов. В связи с этим удаленные регионы могут почувствовать сокращение турпотока.

Рост стоимости стройматериалов и услуг в строительной отрасли увеличит стоимость строительства новых объектов как минимум на 25–30%. Отсутствие длинных западных денег и рост стоимости кредитования увеличит сроки достижения точки безубыточности для объектов, строящихся с нуля. Поэтому мы прогнозируем увеличение спроса на реконструкцию уже построенных сооружений.

Среди негативных трендов — инфляция, нарушение международных логистических цепочек, приостановка деятельности ряда зарубежных компаний и отмена ими корпоративных мероприятий.

Инфляция отразится в первую очередь на стоимости блюд в ресторанах. Значительно выросла закупочная стоимость алкоголя, производители пытаются компенсировать выпадение импортных доходов на внутреннем рынке. Стоимость алкоголя зарубежного производства уже выросла от 20% до 40% на все товарные позиции.

Изменилась и структура спроса в сегменте MICE. Российские компании сохранили объем бронирования от российских компаний не только на весенний, но и на летний период. Вырос «правительственный» заказ, в частности от Министерства обороны РФ. Тем не менее заменить выпадающий объем заказов со страны иностранных компаний не удается, и объем MICE сократится как минимум на 10–15% по итогам 2022 года.

Панические настроения охватывают часть россиян, повышая общий уровень тревожности в обществе. В результате у людей возрастает потребность вырваться из привычной обстановки и отвлечься хотя бы на несколько дней. Участники рынка фиксируют выросший спрос на туры выходного дня, особенно вокруг крупных городов. Во второй половине февраля количество индивидуальных туров выросло в сравнении с аналогичными периодами прошлого года на 30–50%, по разным оценкам. При этом владельцы отелей отмечают рост платежеспособности. Средний чек вырос и превысил показатели новогоднего периода. Также гости стали приобретать больше дополнительных услуг.

После стабилизации обстановки на Украине, колебаний экономики и рынка труда мы увидим концентрацию российских туристов на внутреннем рынке. Спрос на внутренний туризм будет стабильным и иметь рост на годы вперед по мере восстановления экономики. Санкции легко вводят, но тяжело отменяют, и ситуация может затянуться. В стране возродятся популярные в СССР туристические регионы. Инвесторам и собственникам объектов стоит задуматься о начале модернизации инфраструктуры, которая увядала десятилетиями после распада СССР.

"Инвест-Форсайт"