G5 news

Модульные отели - плюсы и минусы

Туристический сезон в России открылся успешно, а сама отрасль получила рекордные дотации от государства. Поскольку внутренний туризм увеличивался лавинообразно, на фоне обострения международной обстановки, акцент в поддержке был сделан на модульные и мобильные решения. Мы попросили экспертов дать свои комментарии по теме.


Алексей Бравин, генеральный директор G5 Architects:

Действительно, в марте Ростуризм субсидировал порядка 700 млн рублей в рамках грантовых программ поддержки туристического бизнеса в 2022 году, в том числе и по созданию автокемпингов. При вложении денег от 30% стоимости предприниматели могли получить до 4,65 млн рублей на проект. В апреле к этому добавили 4 млрд рублей на строительство в России модульных отелей на 2,5 тыс. номеров. Это позволит субсидировать строительство до 50 новых модульных отелей емкостью до 50-70 мест. Рентабельность модульных объектов выглядит неплохо, поскольку вложения в них меньше, в сравнении с капитальным строительством.

Несмотря на то, что это, модульные конструкции, речь идет о многолетнем использовании. Если клиентов будет недостаточно для безубыточной круглогодичной работы, в "низкий сезон" отель можно будет разобрать на зиму, и собрать к сезону опять.


Среди негативных факторов влияния на рынок отелей, как модульных, так и стационарных, я бы отметил удорожание строительства. Выросла на 10-15% стоимость готовой продукции, на 7-8% - сырья. Логистические цепочки перенастроились на азиатские маршруты, и поставки импортных товаров занимают больше времени, что увеличивает длительность, а значит и стоимость строительства, логистики. Не забываем, что стоимость заимствований увеличилась - ушли дешевые западные деньги, увеличилась процентная ставка ЦБ РФ. Среди позитивных факторов — заинтересованность и поддержка со стороны властей, а спрос со стороны населения значительно превосходит имеющееся предложение. Также международная ситуация способствовала возврату в страну части капиталов, которую россияне размещали на Западе, и свободные средства еще остались у многих инвесторов. Это очевидно по всплеску инвестиций в недвижимость всех форматов.

Наиболее популярные туристические направления - Крым, Сочи, Алтай, Карелия. В этих регионах с открытием туристического сезона спрос на аренду существенно вырастет. Начинает расти спрос и на Камчатку и Дальний Восток, но направление остается все еще слишком дорогим.


Тем не менее, в 2022 году к началу сезона успели открыться те, кто начал строительство, не дожидаясь субсидий. Финансирование идет через банки, процесс может занять более месяца. Также необходимо оформить землю и подключиться к инженерным коммуникациям, и здесь тоже многое зависит от скорости работы чиновников. Несмотря на то, что стоимость номера в глэмпинге остается выше, чем в стационарном отеле, а уровень комфорта ниже, популярные направления испытывают такую нехватку номерного фонда, что и такое решение станет востребованным.

Welcome Times