Ритейл — одна из отраслей, на которую обострение международной обстановки повлияла самым значительным образом. К осени объем вакантных площадей может достигнуть 3 млн кв.м., и большинству торговых центров предстоит сформировать новый пул арендаторов. Без привлечения новых категорий здесь не обойтись.
Основными бенефициарами ухода западных брендов станут турецкие и китайские компании. Турция хорошо представлена на российском рынке, и пока турецкие франчайзеры западных брендов сворачивают свой бизнес (как, например, Marks & Spencer), самостоятельные национальные производители LC Waikiki, Koton, AdL, DeFacto, Colin’s, Ipekyol, Mavi уходить с рынка не собираются. Думаю что до конца года они могут увеличить количество торговых точек на 30% и более, особенно если арендодатели не станут заламывать цены. Кроме одежды и обуви, набирает активность и турецкий фуд-ритейл.
Китайские компании только начинают экспансию, в конце апреля в Краснодаре открылся первый магазин спортивной одежды Li-Ning. Есть свои интересы и у другого крупного производителя одежды Peak. Но Китай пока вчистую проигрывает Турции с точки зрения маркетинга и узнаваемости, и в течении 2023 года вряд ли сможет стать серьезным игроком.
Кто заменит западную легкую промышленность?
Неплохую кожгалантерею — одежду, обувь, сумки, производят иранские фабрики. Вьетнам пока более активен в сегменте фастфуда. Южная Корея и страны СНГ также заинтересованы в российском рынке и обладают неплохим потенциалом. Но у них та же проблема, что и у китайских брендов, отсутствие федеральных объемов производства, узнаваемости и отсутствие таких бюджетов на маркетинг, которые были у международных брендов. Поэтому они не смогут генерировать трафик самостоятельно, и расходы на маркетинг у оставшихся ТРЦ, определенно, увеличатся.
Сложнее всего будет заменить итальянский и французский люкс, продукцию аналогичного качества найти практически невозможно. Очевидно, что арендаторам магазинов на Петровке и Столешниковом Переулке придется идти по пути параллельного импорта, иначе весь истеблишмент отправится на шопинг в другие страны.
Если ранее сегмент масс-маркета был практически полностью заполнен оригинальными товарами, то в новой реальности нас ждет увеличение количества контрафактной продукции, копирующей привычные бренды, неминуемое снижение качества текстильной продукции и общее сокращение ее ассортимента.
Важно понимать, что ни российские компании, ни их коллеги из непрерывно сокращающегося списка дружественных стран не смогут занять все вакантные площади, и поглотят в лучшем случае не более 50-60%. Что делать с оставшимся пространством?
Необходима диверсификация арендаторов и эволюция в сторону большей многофункциональности. В каждом случае это должна быть продуманная компоновка элементов торговой, офисной недвижимости с спортивными, оздоровительными развлекательно-досуговыми и культурными включениями, ориентированная на свою понятную аудиторию.
Альтернативные арендаторы
Так, в крупных ТЦ часть площадей может использоваться как коворкинги и сервис-офисы. Такое решение помогает сформировать дополнительный трафик платежеспособных клиентов, которые будут находиться в таком многофункциональном торгово-развлекательном комплексе длительное время. Площадки для арт- и бизнес-мероприятий — еще одно неплохое решение для средних и больших ТРЦ. Также многие из владельцев рассматривают в качестве новых арендаторов веревочные парки и другие развлекательно-досуговые пространства.
Для небольших районных центров может быть целесообразно привлечь фитнес-центры, СПА и оздоровительные услуги, сделав реконцепцию из классического ритейла в wellness. Будет востребована и концепция детских спортивно-досуговых центров с веревочными парками, батутными площадками, залом для выступлений и прочим.
Несмотря на то, что более 200 международных брендов уже объявили о своем уходе из РФ, существуют подписанные договорные отношения, и владельцы торговой недвижимости почувствуют ощутимое сокращение доходов ближе к концу 2022 году. А ряд компаний, в том числе и Nike, продолжат поставки в мультибрендовые магазины. И все же, по оценкам РСТЦ, к осени в российской торговой недвижимости освободится до 3 млн кв.м. Тем не менее, санкции пока не могут отбить у зарубежных компаний интерес к нашему рынку.
РБК