G5 Architects в СМИ

Коммуналка 2.0 или жилье будущего

Рынок недвижимости всегда подстраивался под запросы общества. Когда-то все жили в коммуналках, после переехали в хрущевки — и это было суперновацией, затем в моде были панельки и квартиры с улучшенной планировкой… “Жилищная эволюция” не останавливается ни на секунду. Сейчас на рынке представлено несколько форматов и один из них — коливинг. Это формат долговременного проживания, который отличает наличие у жильцов общего комьюнити и инфраструктуры совместного пользования — общие досуговые, рабочие зоны и другую инфраструктуру. Основная аудитория нового формата — молодые яппи, которые среди своих главных ценностей называют креативность, общение, высокую мобильность и нежелание заниматься рутинными бытовыми вопросами. Коливинги стали широко распространённым форматом проживания в 2010-х годах. В этот период в США, Западной Европе и ОАЭ начало активно расти число коливингов, что обычно связывают с ростом арендной платы в крупнейших городах и стремлением миллениалов и поколения Z общаться с интересными и креативными людьми с похожими ценностями. ORAX разбирался с тем, как устроена жизнь в российских коливингах, а главное — как на этом зарабатывают.


Формат коливингов в нашей стране активно развивается с конца 10-х годов. Больше всего он развит в Москве, что связано с высокой стоимостью аренды жилья и большим объёмом платежеспособного спроса. Несколько коливингов есть и в Санкт-Петербурге. Целевая аудитория крупных российских коливингов — молодые платежеспособные люди 18-35 лет. Они обычно заняты работой и учёбой, не имеют детей, но ценят возможность жить в приятном уютном месте и общаться с людьми похожих ценностей и взглядов. При этом они не хотят покупать жильё в собственность или тратить время в поисках подходящего варианта на рынке «классической» аренды жилья.

В России существует два основных типа коливингов. Первый — сдача в долгосрочную аренду жилых помещений, небольших квартир, комнат или даже спальных мест с приятным дизайном, бесплатными уборкой, интернетом, коммунальными услугами. Мелкие бытовые вопросы жильцов за свой счёт также решает компания-владелец. Иногда такой формат коливинга может занимать целый дом. Второй тип коливингов — продажа молодым обеспеченным профессионалам апартаментов или квартир в многоэтажных зданиях. Этот формат также предполагает формирование определённого комьюнити с помощью общих зон на первом этаже здания. Кроме того, жители таких коливингов могут даже не выходя из дома бесплатно воспользоваться прачечной, салоном красоты, фитнес-залом, клинингом и другими подобными услугами.


Плюс инвестиций в коливинги — распространение шеринг-экономики по всему миру, увеличение социальной базы коливингов и очень высокие арендные платежи в крупнейших мировых столицах, которые зачастую вынуждают молодых людей обращаться к такому формату аренды жилья.

Генеральный директор архитектурного бюро G5 Architects Алексей Хоменок считает, что рынок коливингов будет развиваться даже в период кризиса. «На отраслевых конференциях часто говорят, что коливинги могут получить серьёзную государственную поддержку для обеспечения населения относительно доступным жильём. Девелоперы, занимающиеся строительством коливингов-апартаментов, способны решить проблемы со стройматериалы с помощью азиатских аналогов. К тому же спрос на коливинги может вырасти и за счёт тех, кто раньше арендовал отдельную однокомнатную квартиру с качественным ремонтом, а из-за кризиса столкнулся с сокращением доходов», — объясняет эксперт журналисту ORAX.