
Алексей Хоменок, генеральный директор G5 Architects
- На мой взгляд, в коммерческой недвижимости наиболее активно будут развиваться такие категории, как склады, загородные отели и промышленная недвижимость. Сложнее всего будет чувствовать себя торговая недвижимость, которой придется фокусироваться на развлечениях, а не на торговле, и расширять досуговую инфраструктуру. Чтобы сформировать устойчивый пул арендаторов, потребуется сместиться в сторону многофункциональности. Для этого нужно добавлять спортивные и офисные элементы в виде fitness- и wellness-пространств, коворкингов и сервис-офисов, и любых других платежеспособных арендаторов.
Что касается офисной недвижимости, объемы ввода неизбежно сократятся. Но вакансия качественных площадей изменится незначительно. Будет много переездов, смен владельцев и арендаторов, возможен ввод государственного управления в некоторых из уходящих компаний, и бюрократический штат будет увеличиваться. В проектировании мы уже чувствуем усиление спроса.

Говоря о строительстве в целом, в ближайшие месяцы его стоимость вырастет на 30-40%. Повышаются цены на логистику, стройматериалы и услуги, а поставки стройматериалов из Азии занимают больше времени, что увеличивает сроки строительства. Выросла стоимость заимствований — ушли дешевые западные деньги, увеличилась процентная ставка ЦБ РФ.
Тем не менее, российские банки говорят о рекордном притоке средств частного населения, и мы видим первые действия властей по поддержке отрасли. Учитывая успехи в импортозамещении, я уверен, что строительство останется одним из локомотивов нашей экономики даже в ситуации такого беспрецедентного международного давления.

Что предпринять бизнесу?
В этой непростой ситуации бизнесу необходимо собраться с силами и постараться сохранить свой главный актив — команду. Нужно уделять больше внимания сотрудникам, по возможности увеличить выплаты и постараться обеспечить более комфортную рабочую среду. Именно команда и крепкие партнерские связи станут необходимой сегодня точкой опоры, которая поможет капитанам скорректировать курс своего бизнеса.
Не следует забывать о том, что любой кризис — это не только пугающие перемены, но и новые возможности. Западные компании освободили значительную часть рынка, и этим обязательно воспользуются российские и азиатские производители. Речь не только о Китае, но и об Индии. Логистические цепочки все еще перестраиваются, но баланс обязательно будет найден. Власти, в свою очередь, ослабляют регуляцию, и это стимулирует бизнес к поиску новых решений и путей развития.
